четверг, 12 августа 2010 г.

Самый ценный ресурс человека ...

Даниил Александрович Гранин - Эта страннаяжизнь, 1974 год

"Все, о Люций, не наше а чужое, только время наша собственность, - писал Сенека. - Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую вдобавок может отнять у нас всякий, кто этого захочет ... Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании. Ты спросишь, может быть, как же япоступаю, поучающий тебя? Признаюсь, я поступаю как люди расточительные, но аккуратные - веду счет своим издержкам. Не могусказать, чтобы я ничего не терял, но всегда могу дать себе отчет, сколько я потерял, и каким образом, и почему."

"Время расределяется почти также, как и две тысячи лет назад, при том же Сенеке: "Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значмтельная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо"."

"Время у него похоже на материю - оно не пропадает бесследно, не уничтожается; всегда можно разыскать, во что оно обратилось. Учитывая, он добывал время. Это была самая настоящая добыча."

"Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачем, если он только хороший врач. То же с учеными. Если ученый - только ученый, то он не может быть крупным ученым. Когда исчезает фантазия, вдохновение, то вырождается и творческое начало. Оно нуждается в отвлечениях. Иначе у ученого остается лишь стремление к фактам.

... Отвлечениязанимали все больше места в его работе. Он сам сетовал, что не в состоянии укрываться от страстей окружающего мира, но я думаю, что и собственные страсти он н в силах был обуздать. Он не мог соблюдать диету своего ума - в этом смысле он грешил лакомством и обжорством. Там, где ему попадалось что-то вкусненькое для его мощной логики, он не мог удержаться."

"Но задуманного сделать не удалось. То, ради чего он отладил свою Систему, которая стала системой жизни, - этого сделать не удалсь. Не повезло. Несчастливый он был человек.

... Он один из тех людей, кто сумел выйти за пределы своих возможностей. Здоровья не бог весть какого крепкого, он, благодаря принятому режиму, прожил долгую и в общем-то счастливую жизнь. Он сумел в самых сложных ситуациях отаваться верным своей специальности, ему почти всегда удавалось заниматься тем, чем он хотел, тем, что ему нравилось. Не правда ли, счастливый человек?"

"Пять с половиной часов в день чистого труда. Круглый год! Это ли не достижение! Это вам не жук на палочке!

"Под личиной смешка он и в самом деле был доволен, что так все сложилось. Он умел использовать себе на пользу не только отбросы времени, а и подножки судьбы. Куда бы его ни посылали, где бы он ни жил - он жил полноценно, все с тем же крайним напряжением. Провинция? Тем лучше, больше времени работать, думать: спокойнее, тише, здоровее... В любом положении он отыскивал преимущества. Не мирился, не ждал милости - вся его Система была призывом к повышению человеческой активности. Есть такие натуры: там, где они находятся, там - центр мира, там проходит земная ось. То, что они делают и есть самое наиважнейшее, самое необходимое. Пять с половиной часов в день чистого труда. Круглый год! Это ли не достижение! Это вам не жук на палочке!

...Что это - упоение собой? Эгоизм? Нет, нет, это счастье осуществления самого себя. А человек, который осуществляет себя и живет в этом смысле для себя, приносит наибольшую пользу... В этом была требовательность к себе - не к другим, это мы умеем, а прежде всего - к самому себе. В какой-то мере и то, что он писал, он как бы писал для себя, соотносил написанное с собою. Большая часть разного рода сочинений пишется ведь для других. Трудятся, чтобы учить других, а не для того, чтобы познать себя и внутренне просветиться самим. Я знал авторов, которые из написанного ими не делали никаких для себя выводов: то, на чем они настаивали, никакого отношения к ним самим не имело. Единственное - когда книга встречала возражения, они бросались защищать ее. Воспитывать - других, требовать мыслить — других, призывать к добродетелям - других... Автор же при этом никак не обращает на себя свои рассуждения, он считает себя вправе как бы самоотделиться; важно, что мысли его полезны, он отвечает за их правильность, а не за их соответствие с его жизнью.Соответствует или не соответствует - неважно, никому нет до этого дела, важно, чтобы было талантливо. Вокруг этого все и вертится (в лучшем случае!) - талантливо или неталантливо. А что сам талант при этом исповедует, какова лично его этика, следует ли он тому, к чему призывает,- это считается второстепенным делом.

До поры до времени. Пока не встретится человек, у которого требования к другим и требования к себе совпадают. И тогда сразу чувствуется преимущество цельности. Вот почему мы так радуемся, видя среди ученых, философов, писателей, среди мыслителей, учащих жить,- примеры высокой морали. Особенно богата этим история русской интеллигенции - тот же Владимир Вернадский, и Лев Толстой, и Владимир Короленко, и Николай Вавилов, и Василии Сухомлинский, и Игорь Тамм ..."

"У большинства людей так или иначе складываются собственные отношения со Временем, но у Александра Александровича Любищева они были совершенно особыми. Его Время не было временем достижения. Он был свободен от желания обогнать, стать первым, превзойти, получить ... Он любил и ценил Время не как средство, а как возможность творения. Относился он к Времени благоговейно и при этом заботливо, считая, что Времени не безразлично, на что его употреблять. Оно выступало не физическим понятием, не циферблатным верчением, а понятием, пожалуй, нравственным. Время потерянное воспринималось как бы временем, отнятым у науки, pacтраченным, похищенным у людей, на которых он работал. Он твердо верил, что Время - самая большая ценность и нелепо тратить его для обид, для соперничества для удовлетворения самолюбия. Обращение со временем было для него вопросом этики. На что имеет человек право потратить время своей жизни, а на что не имеет. Вот эти нравственные запреты нравственную границу времяупотребления, Любищев для себя выработал."

"Не сразу автор разобрался в том, что все это, так сказать, с точки зрения самого Любищева, и тем более удивительно. Потому что каким душевным здоровьем надо обладать, чтобы чувствовать счастье от ежедневного преодоления. У нас, наблюдающих издали это непрестанное восхождение, все равно рождается чувство восхищения, и зависти, и преклонения перед возможностями человеческого духа. Подвига не было, но было больше, чем подвиг - была хорошо прожитая жизнь. Странность ее, загадка, тайна в том, что всю ее необычайность он считал для себя естественной. Может, это и была естественная жизнь Разума? Может, самое трудное - достигнуть этой естественности, когда живешь каждой секундой и каждая секунда имеет смысл. То, что он получал от науки, было больше, чем он давал ей, и это было для него естественно, а для нас тоже странно, потому что, казалось бы, он все, что мог, отдавал науке.

воскресенье, 8 августа 2010 г.

Когда надежды нет и на смену отчаянию приходит гнев ...


 Джон Эрнст Стейнбек - Гроздья гнева, 1939 год

"Люди выходили из домов и, потянув ноздрями опаляющий жаром воздух, прикрывали ладонью нос. И дети тоже вышли из домов, но они не стали носиться с криками по двору, как это бывает с ними после дождя. Мужчины стояли у изгородей и смотрели на погибшую кукурузу, которая быстро увядала теперь и только кое-где проглядывала зеленью сквозь слой пыли. Мужчины молчали и не отходили от изгородей. И женщины тоже вышли из домов и стали рядом с мужьями, спрашивая себя, хватит ли у мужчин сил выдержать это. Женщины украдкой приглядывались к лицам мужей, кукурузы не жалко, пусть пропадает, лишь бы сохранить другое, главное. Дети стояли рядом, выводя босыми ногами узоры на пыли, и дети тоже старались проведать чутьем, выдержат ли мужчины и женщины. Дети поглядывали на лица мужчин и женщин и осторожно чертили по пыли босыми ногами. Лошади подходили к водопою и, мотая мордами, разгоняли налет пыли на поверхности воды. И вот выражение растерянности покинуло лица мужчин, уступило место злобе, ожесточению и упорству. Тогда женщины поняли, что все обошлось, что на этот раз мужчины выдержат. И они спросили: что же теперь делать? И мужчины ответили: не знаем. Но это было не страшно, женщины поняли, что это не страшно, и дети тоже поняли, что это не страшно. Женщины и дети знали твердо: нет такой беды, которую нельзя было бы стерпеть, лишь бы она не сломила мужчин."

"Ибо человек – единственное существо во всей органической жизни природы, которое перерастает пределы созданного им, поднимается вверх по ступенькам своих замыслов, рвется вперед, оставляя достигнутое позади. Вот что следует сказать о человеке: когда теории меняются или терпят крах, когда школы, философские учения, национальные, религиозные, экономические предрассудки возникают, а потом рассыпаются прахом, человек хоть и спотыкаясь, а тянется вперед, идет дальше и иной раз ошибается, получает жестокие удары. Сделав шаг вперед, он может податься назад, но только на полшага – полного шага назад он никогда не сделает. Вот что следует сказать о человеке; и это следует понимать, понимать. Это следует понимать, когда бомбы падают с вражеских самолетов на людные рынки, когда пленных прирезывают, точно свиней, когда искалеченные тела валяются в пропитанной кровью пыли."
"– Как же я о тебе узнаю, Том? Вдруг убьют, а я ничего не буду знать?  
Или искалечат. Как же я узнаю?
Том невесело засмеялся.
– Может, Кэйси правду говорил: у человека своей души нет, а есть только
частичка большой души – общей… Тогда…
– Тогда что?
– Тогда это не важно. Тогда меня и в темноте почувствуешь. Я везде буду
– куда ни глянешь. Поднимутся голодные на борьбу за кусок хлеба, я буду
с ними. Где полисмен замахнется дубинкой, там буду и я. Если Кэйси
правильно говорил, значит, я тоже буду с теми, кто не стерпит и
закричит. Ребятишки проголодаются, прибегут домой, и я буду смеяться
вместе с ними – радоваться, что ужин готов. И когда наш народ будет
есть хлеб, который сам же посеял, будет жить в домах, которые сам
выстроил, – там буду и я. Понимаешь? Фу, черт! Я совсем как наш Кэйси
разглагольствую. Верно, потому, что много о нем думал все это время.
Иной раз будто вижу его перед собой."
"Чудно?. Женщина семьей управляет. Женщина командует: то сделаем, туда  
поедем. А мне хоть бы что.
– Женщине легче переделаться, – успокаивающе проговорила мать. – У
женщины вся ее жизнь в руках. А у мужчины – в голове. Ты не обижайся.
Может… может, в будущем году местечко себе подыщем.
– У нас ничего нет, – продолжал отец. – Работы теперь долго не найдешь,
урожаи собраны. Что мы дальше будем делать? Как мы будем кормиться?
Розе скоро придет время рожать. Так нас прижало, что и думать не
хочется. Вот и копаюсь, вспоминаю старое, чтобы мысли отвлечь. Похоже,
кончена наша жизнь.
– Нет, не кончена. – Мать улыбнулась. – Не кончена, па. Это женщине
тоже дано знать. Я уж приметила: мужчина – он живет рывками: ребенок
родится, умрет кто – вот и рывок; купит ферму, потеряет свою ферму –
еще один рывок. А у женщины жизнь течет ровно, как речка. Где немножко
воронкой закрутит, где с камня вниз польется, а течение ровное… бежит
речка и бежит. Вот как женщина рассуждает. Мы не умрем. Народ, он будет
жить – он меняется немножко, а жить он будет всегда.
– Откуда ты это знаешь? – спросил дядя Джон. – Сейчас вся жизнь
остановилась, разве ее чем-нибудь подтолкнешь? Люди устали, им бы
только лечь да забыться.
Мать задумалась. Она потерла свои глянцевитые руки одна о другую,
переплела пальцы.
– На это сразу не ответишь, – сказала она. – Мне так кажется: все, что
мы делаем, все ведет нас дальше и дальше. Так мне кажется. Даже голод,
даже болезни; кое-кто умрет, а другие только крепче станут. Надо со дня
на день держаться, сегодняшним днем жить."
"Работы не будет до весны. До самой весны.
А не будет работы – не будет ни денег, ни хлеба.
Есть у человека лошади – он на них и пашет, и боронят, и сено косит, а когда они стоят без дела, ведь ему и в голову не придет выгнать их из стойла на голодную смерть.
То лошади, – а мы люди.
  Женщины следили за мужьями, следили, выдержат ли они на этот раз. Женщины стояли молча и следили за мужьями. А когда мужчины собирались кучками по нескольку человек, страх покидал их лица, уступая место злобе. И женщины облегченно вздыхали, зная, что теперь не страшно – мужчины выдержат; и так будет всегда – до тех пор, пока на смену страху приходит гнев."
 
И, напоследок, приведу отрывок из книги Экклизиаста, упомянутый в тексте:
 
"И еще я увидел тщету под солнцем:
Есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата,
И нет конца всем его трудам,
И не сыты его очи богатством:
"И для кого я тружусь и себя лишаю блага?"
Вдвоем быть лучше, чем одному,
Ибо есть им плата добрая за труды их;
Ибо если упадут - друг друга поднимут;
Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его - нет другого,
Да и если двое лежат - тепло им; одному же как согреться?
И если кто одного одолеет,
То двое вместе против него устоят;
И втрое скрученная нить не скоро порвется."